Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
версия для слабовидящих

Образовательные стандарты

С официальным приказом о введении в действие ФГОС и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России. Федеральный портал «Российское образование»: новости, статьи, экспертные комментарии о развитии системы образования и воспитания (www.edu.ru)

Государственные образовательные стандарты http://www.edu.ru/
word.pngПриказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 (перейти) 
word.pngПриказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 (перейти)
word.pngПриказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (перейти)
word.pngПриказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред.от 31.12.2015) (перейти)
word.pngПриказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред.от 31.12.2015) (перейти)
word.pngПисьмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 (перейти)
word.pngПриказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) (перейти)
    word.pngПриказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями) (перейти)

    О ФГОС и об образовательных стандартах

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
    2. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.

    По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

    В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, и представляет собой совокупность трех систем требований:

    1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объѐму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
    2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Общее образование имеет три ступени:

    • начальное общее образование (1-4 кл.);
    • основное общее образование (5-9 кл.);
    • среднее (полное) общее образование (10-11 кл.).

    В настоящее время разработаны и утверждены:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная образовательная программа образовательного учреждения.
    • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.
    • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования(ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. N 24480. Вступает в силу 2 июля 2012 года.

    С официальными приказами о введении в действие ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО и текстами Стандартов можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru

    С 1 сентября 2011 года в муниципальном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Нижнеудинск», учащиеся первых классов перешли новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС НОО).

    Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.

    Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

    Стандарт выдвигает три группы требований:

    • требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
    • требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
    • требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

    Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

    Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

    Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

    • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
    • сформированность основ гражданской идентичности;
    • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

    Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

    Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

    Что изучается с использованием ИКТ?

    Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

    Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

    Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

    В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступной сети Интернет.

    В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

    Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

    Что такое информационно-образовательная среда?

    Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

    Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

    Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному).

    Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

    Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

    Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

    Зачем поменяли стандарт?

    Сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Почему у нас при слове «стандарт» все начинают искать базовый учебный план, названия предметов, количество часов? Это происходит потому, что стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. А по новому стандарту – это частность, не к этому он сводится, здесь совершенно иные вещи выходят на первый план. Ситуация нормы – это когда вы выбираете и ищите свою логику жизни, и не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, стандарт совершенно изменился: это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центр встали программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка. (Из интервью директора Федерального института развития образования, академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра Асмолова)

    Прошли ли апробацию новые стандарты?

    Смоленская область вошла в число 14-ти из 89-ти регионов РФ, участвовавших в апробации ФГОС. 45 образовательных учреждений региона перешли на ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года.

    Чем новый стандарт начальной школы отличается от стандарта, действующего с 2004 года?

    Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться. Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В нем перечислены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов. В начальной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помещения для проведения исследовательской деятельности. Закреплена стандартом и структура образовательной программы. Школе предложена рекомендованная программа, на основе которой коллектив школы формирует свою основную образовательную программу начальной школы (далее - ООП). Образовательная программа включает в себя не только описание учебного процесса и предусмотренные им учебники, но также и всю воспитательную работу, программу здоровьесбережения, коррекционную работу с учащимися.

    Могут ли родители принимать участие в формировании ООП?

    В новом стандарте прописано, что 20% ООП формируется участниками образовательного процесса, а значит, и родителями. Процедура участия должна регламентироваться локальным документом школы. Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего, для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование таких учебных планов происходит с участием родителей и учащихся.

    Изменятся ли учебники для начальной школы

    Содержание учебников изменено в соответствии с новыми требованиями к результатам. Но наименование учебных комплектов для начальной школы осталось прежним: «Гармония», «Начальная школа XХI века», «Перспектива», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России» и др. Ежегодно рекомендованный перечень УМК для начальной школы утверждается приказом Министерства образования и науки РФ. Выбор УМК из числа рекомендованных осуществляет школа.

    Предусматривает ли новый стандарт оплату за обучение ребенка в начальной школе?

    Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Новый стандарт закрепил за школой обязательную организацию внеурочной деятельности учащихся начальной школы (экскурсии, кружковая деятельность и пр.). Все это должно быть прописано в основной образовательной программе школы. Если по желанию родителей в школе организовано оказание дополнительных образовательных услуг (сверх того, что предусматривает ООП), то такие услуги оплачиваются ими согласно заключенному договору.

    Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?

    Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.

    Предусматривает ли новый стандарт увеличение или уменьшение количества учебных часов в начальной школе?

    Общее количество учебных занятий не изменилось и не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов за 4 года обучения в зависимости от продолжительности учебной недели в школе (5-ти или 6-тидневка). Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счет добавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 обязательны 3 урока физкультуры). Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011 года.

    Кто определяет продолжительность учебной недели в начальной школе (5-ти или 6-тидневка)?

    Продолжительность учебной недели выбирается школой в зависимости от реализуемой ею основной образовательной программы. В первом классе шестидневная учебная неделя не допускается.

    Предусматривает ли новый стандарт увеличение количества учебных предметов в начальной школе?

    Стандартом определены обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура. Также определены требования к результатам обучения по каждой предметной области. Количество и выбор предметов определяется выбранной моделью обучения, зафиксированной в ООП. Например, для достижения результатов в предметной области «филология» школы реализуют такие предметы, как русский язык, литературное чтение и иностранный язык. Этот список может быть дополнен такими предметами, как литературное слушание, риторика, дополнительный иностранный язык. Как правило, набор предметов сформирован группой разработчиков учебно-методических комплексов, которые проходят экспертизу на федеральном уровне.

    С какого класса дети будут изучать иностранный язык согласно новому стандарту?

    Это определяет школа и фиксирует в ООП. Как правило, преподавание иностранного языка вводится со 2 класса.

    Не повлечет ли изменение стандарта ухудшение здоровья ребенка вследствие увеличения нагрузки?

    Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме этго, школа обязана выполнять СанПиНы (от 3 марта 2011 года) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.

    Допускается ли работа на компьютере в первом классе?

    При соблюдении определенных правил. Учитель обязательно чередует такую работу с другими видами учебной деятельности, строго следит за продолжительностью времени работы учащихся за компьютером.

    Правильно ли, что учитель не ставит отметок и не задает домашнего задания в 1-ом классе?

    Согласно п.10.10 СанПиНа обучение в первом классе осуществляется без балльного оценивания и домашних заданий.

    Должна ли школа организовать группу продленного дня?

    Группа продленного дня является дополнительной услугой по присмотру за ребенком и может быть организована школой на договорных отношениях с родителями при наличии кадровых и материально-технических условий в школе.

    Должна ли школа организовать горячее питание учащихся?

    Да, обеспечение учащихся горячим питанием - одно из обязательных условий, которые должна организовать школа. Оплата за питание производится родителями (опекунами) или в соответствии с законодательством, органами социальной защиты.

    Сколько детей может обучаться в одном классе?

    Количество определено СанПиН – до 25 человек.

    Готовы ли учителя работать по новым стандартам?

    По закону РФ об «Образовании» и нормам трудового законодательства, учитель каждые пять лет проходит повышение квалификации. Кроме того, профессия учителя предполагает непрерывное самосовершенствование.

    Где можно ознакомиться с программами, которые реализует школа на ступени начального общего бразования?

    В самой школе. Все реализуемые в начальной школе программы отражены в основной образовательной программе школы.

    Как выбрать программу обучения для своего ребенка?

    Все программы обучения начальной школы соответствуют возрастным особенностям детей начального школьного возраста и прошли федеральную экспертизу. Об особенностях программ вы можете узнать в школе, в сети Интернет.

    Следует встретиться с будущим учителем, который предложит ту или иную программу, обсудить с ним все волнующие Вас вопросы, прислушаться к его рекомендациям. Можно обратиться к школьному психологу. Усвоение программы ребенком зависит от профессионализма учителя, индивидуальных особенностей ребенка, участия и поддержки родителей (особенно в первый, адаптационный период).

    Когда ребенок окончит ступень начального образования и перейдет в 5-й класс, будет ли он учиться по новому стандарту?

    Да, все дети, поступившие в школу с 2011 года, будут учиться по новому стандарту основного общего образования (5-9 класс).

    Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС?

    Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/

    Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/

    Новые образовательные стандарты третьего поколения НОО и ООО: обзор изменений  

    Как было

    Как стало

    Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО

    Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было

    Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)

    Требования к результатам освоения программы

    Требований было меньше

    Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО)

    Требования к пояснительной записке

    Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО

    Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). А на уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать механизмы реализации программы. Это касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО)

    Требования к рабочим программам

    Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий

    Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО)

    Содержание календарного плана воспитательной работы

    Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах

    Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО)

    Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей

    Деление предметов и курсов по предметным областям было другим

    В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно

    Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

    Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов

    Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п. 33.1 ФГОС ООО)

    Объем часов аудиторной нагрузки

    ФГОС НОО: 2904 – минимум,

    3345 – максимум

    ФГОС ООО: 5267 – минимум,

    6020 – максимум

    ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум

    (п. 32.1 ФГОС НОО)

    ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум

    (п. 33.1 ФГОС ООО)

    Объем внеурочной деятельности на уровне НОО

    1350 часов

    1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)

    Требования к структуре содержательного раздела ООП

    Раздел включал: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы

    На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей (п. 32 ФГОС ООО)

    Особенности обучения детей с ОВЗ

    Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для умственно отсталых

    ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя применять на уровне ООО. Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО)

    Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

    Настолько подробных норм не было

    Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО)

    Деление учеников на группы

    Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы

    Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п.20 ФГОС НОО, п.20 ФГОС ООО)

    Требования к программе формирования универсальных учебных действий

    Требований и норм было больше

    Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)

    Рабочая программа воспитания

    Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований

    Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)

    Информационно-образовательная среда

    Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов

    Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)

    Оснащение кабинетов

    Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой

    Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО)

    Обеспечение учебниками

    Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников – в печатном или электронном виде

    Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)

    Психолого-педагогические условия

    Требований было меньше

    В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)

    Повышение квалификации

    Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года

    Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)

    Частные школы

    Частные школы могли получить бюджетные средства только в объеме норматива региона. Они не включали в себя все виды расходов и были ниже, чем у муниципальных школ. При этом брать деньги с родителей частные школы не могли, если услугу хотя бы частично профинансировали из бюджета

    Частные и государственные школы, которые реализуют государственные программы, теперь надо финансировать в одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС НОО, п. 40.5 ФГОС ООО)